Ведущими причинами смерти независимо от модальности почечной заместительной терапии (ПЗТ) остаются сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) и инфекции. ССЗ составляют 41% в общей структуре смертности пациентов, получающих лечение диализными методами. Второе место среди известных причин смерти занимают инфекции. Ассоциация диализной терапии Японии сообщила об увеличении в 7,5 раза случаев стандартизированной смертности от инфекционных заболеваний в период между 2008 и 2009 годами по сравнению с общей популяцией. Согласно показателям сепсис стал главной причиной смертности, второе место поделили перитонит и грипп, третье заняли бактериальные респираторные инфекции. В структуре причин смертности пациентов, получающих ГД и ПД, в нашей стране, как и во всем мире, первенство принадлежит ССЗ.

Инфекционная смертность среди известных причин занимает третье и четвертое места при лечении ПД и ГД соответственно. Ожидаемая продолжительность жизни больного ХБП V стадии составляет менее трети продолжительности жизни лиц общей популяции сопоставимых возрастных и гендерных групп. Эта разница в выживании, по мнению экспертов, в значительной мере обусловлена ​​более высокой частотой развития коморбидных заболеваний. Ятрогенные инфекции бактериального генеза, в том числе инфекции сосудистого доступа и ПД-ассоциированные инфекции, инфекции дыхательных путей, остаются одной из ведущих причин госпитализации больных диализной популяции и значительного потребления ресурсов при оказании медпомощи указанной категории больных. Частота повторной госпитализации после бактериальных инфекций в диализной популяции США составляет 34%. 29% больных ХБП V стадии, госпитализированные по поводу бактериальных инфекций, в течение года имеют эпизоды регоспитализации.

Анализируя известные факторы риска возникновения тяжелых инфекционных заболеваний в общей популяции, а именно снижение иммунологической реактивности организма, проведение инвазивных процедур, наличие двух или более тяжелых коморбидных заболеваний, применение антацидов и антибиотиков, колонизация условно-патогенной или резистентной флорой, частое пребывание в условиях лечебных учреждений, повторные гемотрансфузии, наличие бактериальных инфекций в анамнезе, можно увидеть, что больные ХБП V стадии - наиболее уязвимая субпопуляция для возникновения бактериальных инфекций. Особое беспокойство вызывают сообщения о частоте бессимптомного носительства в диализной популяции резистентных штаммов микроорганизмов (МО), в первую очередь наиболее проблемных МО - возбудителей ятрогенных инфекций, метициллин S. aureus (MRSA) и ванкомицинрезистентных энтерококков (VRE).

Данные о распространенности бессимптомной колонизации MRSA среди больных ХБП V стадии довольно противоречивы. По одним данным, частота колонизации MRSA в диализной популяции США колеблется от 30 до 65%, а в странах Евросоюза составляет 30%. В то же время этот показатель в Тайване составляет лишь 2,4%. С одной стороны, S. aureus является представителем нормальной микробиоты различных открытых биотопов человека (кожа и слизистые оболочки), с другой - результаты исследований констатируют, что большинство клинических изолятов золотистого стафилококка в США устойчивы к метициллину. Стафилококковая инфекция может иметь как эндогенные, так и экзогенные источники. Эндогенным источником является сам больной, экзогенным - другие больные, медперсонал, окружающая обстановка. У здоровых носителей золотистые стафилококки могут встречаться не только в полости носа, хотя именно она является основным резервуаром этих микроорганизмов. Известно, что значительная распространенность колонизации MRSA связана с высоким риском возникновения инфекции кровотока вследствие аутоинфицирования больных ХБП V стадии, получающих ГД.

Колонизация MRSA является хорошо определенным фактором риска для дальнейшей бактериемии и смерти в разных группах пациентов, однако ее влияние на прогноз у пациентов диализной популяции находится на стадии обсуждения и, по мнению ведущих экспертов, требует проведения эпидемиологических исследований. Данные, полученные исследователями из Германии, позволили констатировать, что наблюдаются существенные различия в выживании ГД больных с колонизацией MRSA по сравнению с неколонизированными. Колонизация MRSA является микробиологическим предиктором негативного прогноза у больных ХБП V стадии: трехлетнее выживание больных является достоверно ниже, чем у пациентов без MRSA, и составляет 53 и 79% соответственно. Носительство MRSA увеличивает риск смерти от всех причин в 2,13 раза. Доказано, что колонизации MRSA имеют достоверно негативное влияние на прогноз как при получении ГД, так и ПД.

Пройдите обследование почек в нашей клинике! Узнайте подробности по телефону +7 (495) 708‑78‑20.